21.08.2024 12:02, Редакция: 22.01.2025 11:05
Аналитика.
Просмотров всего: 6480; сегодня: 3.

Троицкое сидение 1608-1610 годов

Троицкое сидение 1608-1610 годов

Троицкое сидение - одно из эпохальных событий Смутного времени – 16-месячная осада Троице-Сергиевой Лавры (1608-1610). В течение всего этого периода преподобный Сергий, игумен Радонежский, несколько раз являлся защитникам крепости, укрепляя и ободряя их в этом тяжёлом испытании.

Почему взятие Лавры было таким важным?

Если бы Лавру взяли, то это обеспечило бы полную блокаду Москвы с востока, контроль над северо-востоком Руси и укрепление финансового положения армии Лжедмитрия II. А если бы удалось привлечь на свою сторону монастырскую братию, то это стало бы знаком окончательного крушения авторитета царя Василия Шуйского и предвестником венчания на царство Лжедмитрия II.

Начало осады

Так получилось, что осада началась накануне осеннего празднования дня памяти преподобного Сергия. К обители стеклось много богомольцев, и все они оказались закрыты в монастыре на все время осады. Хотя и вне монастыря их точно не ждало ничего хорошего: тушинские банды грабили, жгли и убивали везде, где это было возможно.

Так паломники пополнили ряды троицких защитников: воинов, иноков, знавших военное дело, местных крестьян.

В день начала осады все находившиеся в монастыре служили всенощную под праздник преподобного Сергия, и это была единственная в истории обители всенощная, которая совершилась при всеобщем плаче и рыдании. И в эту же ночь многие иноки, старцы и миряне увидели огненный столп, который спустился на Троицкий собор. Это стало свидетельством Божественного покровительства осажденным (при осаде Константинополя огненный столп, напротив, поднялся от города к небу, и город пал).

Подкоп под Пятницкую башню

Уже в самом начале осады враг стал копать глубокий ров напротив восточной стены обители. Защитники крепости полагали, что это что-то вроде подготовки этого места как базы для наступления, и никто и не догадывался, что планируется подкоп под Пятницкую башню, которую хотели взорвать во время штурма. Однако несколько человек, которых троицкие сидельцы захватили в плен, сообщили о подкопе. Но места его они не знали — сказали только, что к Михайлову дню подкоп планируется окончить и начать наступление.

Пока старались найти место подкопа, неприятель начал спонтанный штурм — за целую неделю до Михайлова дня. Об опасности предупредил сам преподобный Сергий, который явился во сне пономарю монастыря Иринарху. Штурм удалось отбить.

На Михайлов день враг не стал наступать — вероятно, сорвала планы та самая неудачная атака. Однако на всенощную Михайлова дня неприятель начал обстрел монастыря из единственной имевшейся у них осадной пушки «Трещеры», посланной Лжедмитрием II.

Во время псалмопения ядро ударило в колокол, влетело в окно Троицкого Собора и пробило доску в иконостасе возле правого крыла Архистратига Михаила. Другое ядро задело образ святителя Николая. И во время службы архимандрит Иоасаф увидел Архангела Михаила, сиявшего как солнце, державшего в руке скипетр и грозившего неприятелям: «Всесильный Бог вскоре воздаст вам отмщение».

В тот же день произошло чудо — по-другому нельзя назвать событие, произошедшее в те времена, когда пушки стреляли крайне неточно: «Трещера» была уничтожена ответным огнём монастырской артиллерии.

Архимандрит Иоасаф сподобился и ещё одного видения преподобного Сергия, который сказал:

«Не скорби, но в радости молитвы приноси, ибо предстоит и молится Богу об обители и о вас Пречистая Богородица со ангельскими ликами и со всеми святыми».

Последний штурм

В июле произошёл последний штурм обители. К тому времени из трех с половиной тысяч защитников в живых оставалось около 200 человек — многие погибли при стычках, от голода и болезней. Так, одно время в обители свирепствовала цинга, однако после освящения придела в честь святителя Николая она стала постепенно отступать.

Итак, в июле осталось менее 200 защитников. Войско же неприятеля достигло 12000 человек. Превосходство было безоговорочным, и защитники крепости надеялись только на чудо и умоляли Пресвятую Богородицу и преподобного Сергия защитить это место.

Вот произошло нечто удивительное.

После начала штурма неприятельские войска стали сражаться друг с другом, словно забыв о штурме крепости. Они бились друг с другом целую ночь. Наутро все поле вокруг монастыря было усеяно трупами. При том что с троицких стен пушки выстрелили только несколько раз.

Как же так произошло?

Дело в том, что приказ о начале атаки подразумевал стрельбу осадной пушки: один раз — если обитель сразу загорится, два раза — если не загорится после первого раза и три раза — как окончательный сигнал к атаке, вне зависимости от того, будет пожар в обители или нет. Приказ этот оказался для большинства простых воинов чересчур запутанным, и одни пошли на штурм после первого выстрела, другие после второго, третьи — после третьего.

Когда отряды иностранных наемников услышали позади и сбоку русскую речь, они приняли говоривших за отряд защитников Лавры и вступили с ними в бой. Но оказалось, что это были русские из числа осаждающих. Казаки же, ненавидевшие иноземцев, после первой же их атаки ответили яростным отпором. К сражающимся потянулись и другие отряды.

Впоследствии казаки из числа осаждавших рассказывали, что накануне штурма было видение преподобного Сергия: он сказал, что они участвуют в богопротивном деле и жестоко расплатятся. Два казачьих атамана вняли предупреждению и тайно увели свои станицы из лагеря — благодаря чему и сохранили жизни.

Так закончился последний штурм.

Защитники готовились к новому штурму. Но его все не было и не было, хотя осада продолжалась. И ситуация начала меняться. Настолько, что в январе 1610 года в обитель въехал всенародный герой Михаил Скопин-Шуйский — осада была снята, а соборный старец Макарий Куровский отправился в Москву с радостной вестью и святой водой из родника преподобного Сергия. Впервые за время Смуты русское войско дало столь решительный отпор неприятелю, и это стало знаковым, поворотным событием, так что «дела, совершенные хотя и в пределах смиренной обители монашеской, людьми простыми, низкими званием, но высокими душою… стали основанием спасения всего Русского государства».

Изображение: храм святой равноапостольной княгини Ольги в Останкине. 


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:

  • Скопин-Шуйский Михаил Васильевич, русский государственный и военный деятель, воевода, наместник и боярин Смутного времени, герой времён польско-литовской интервенции, организатор освободительного похода на Москву, осаждённую войсками Лжедмитрия II;
  • Шуйский (Рюрикович) Василий IV Иоаннович (Иванович), русский царь с 1606 по 1610 год, представитель княжеского рода Шуйских (суздальская ветвь Рюриковичей), после низложения жил в плену у поляков.
Тематические сайты: Государство, История, Праздники, памятные даты, юбилеи, Силовые структуры, Соотечественники, земляки, диаспоры
Сайты субъектов РФ: Москва, Московская область
Сайты городов субъектов РФ: Московская область - Сергиев Посад
Сайты федеральных округов РФ: Центральный федеральный округ
Сайты стран: Россия, Турция
Сайты городов стран: Турция - Стамбул
Сайты регионов мира: Ближний Восток
Сайты объединений стран: БРИКС (BRICS)

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 10105 публикаций
Сайт: hram-olgi.ru/troitskoe-sidenie/
Поделиться:

Интересно:

Копейка: такая изменчивая и постоянная
06.02.2025 13:34 Аналитика
Копейка: такая изменчивая и постоянная
Копейка — монета для России знаковая. Она участвовала в реформах, возвещала о наступлении мирных времен, считалась сокровищем. Успела побывать круглой, вытянутой, квадратной, металлической, бумажной, с орлами, соболями, гербом и вензелями, была легкой и супертяжелой...
Заметки о титулатуре русских и османских монархов
06.02.2025 11:33 Аналитика
Заметки о титулатуре русских и османских монархов
Во внешнеполитическом ведомстве Московского государства переводы официальных документов с тюркских языков чаще всего делали татары. Сформировалась особая профессиональная прослойка служащих Посольского приказа, населявших Татарскую слободу, сами названия улиц которой (например, Толмачёвский...
Правда ли, что на Руси носили шубы мехом внутрь?
06.02.2025 10:39 Аналитика
Правда ли, что на Руси носили шубы мехом внутрь?
Шубой на Руси называли любую длинную теплую верхнюю одежду — не важно, мужскую, женскую или детскую. Этот термин встречается в письменных источниках с XV века. До второй половины XIX века шубой считали одежду, в которой мех находился внутри. Снаружи...
В Ленобласти продолжаются съемки фильма «Детский лагерь смерти»
05.02.2025 16:06 Новости
В Ленобласти продолжаются съемки фильма «Детский лагерь смерти»
Во Всеволожском районе Ленинградской области стартовали съемки военной драмы с рабочим названием «Детский лагерь смерти». Производством полнометражного фильма занимается кинокомпания «Триикс Медиа» при поддержке Фонда кино в рамках проекта «Без срока...
Судьба дивизий народного ополчения Москвы и Подмосковья
05.02.2025 15:20 Аналитика
Судьба дивизий народного ополчения Москвы и Подмосковья
В 1941 году в Москве и Московской области сформировалась целая армия добровольцев, вставших на защи­ту столицы, прикрывая её с севера, запада и юга. Это потребовало от добровольцев огром­ного мужества и личной отваги, готовность к уличным боям при опасности прорыва врага к столице...