05.07.2024 15:12
Персоны.
Просмотров всего: 4456; сегодня: 3.

Кони, люди и загадки казака Митрофана Грекова

Кони, люди и загадки казака Митрофана Грекова

Художник от Бога – это, как ни странно, далеко не всегда означает умение талантливо изображать все на свете. Скажем, гений рисования морских волн Иван Айвазовский, когда пришла пора писать картину "Прощание Пушкина с Черным морем", позвал в соавторы Илью Репина, чтобы тот изобразил поэта. "Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку", – кокетничал затем Репин. На самом деле одному было дано грандиозно изображать водную стихию, а второму – людей.

Родившемуся 15 июня 1882 года в одном из хуторов Войска Донского казаку Митрофану Господь даровал умение писать коней, чтобы те были реалистичней живых даже. И кавалеристов, чтобы за каждым образом судьба читалась. Самое же сильное место в творчестве художника, которого теперь все мы знаем под именем Митрофана Грекова, это дар наполнять картину подлинной атмосферой боев и перерывов между сражениями, дыханием истории.

Донская "Санта-Барбара"

Непревзойденный российский и советский баталист даже сопротивлялся узкой специализации своего таланта. Впрочем, не слишком настойчиво. Попробовав писать нейтральные пейзажи, он понял, что это не совсем его. Зато с конными сценами и образами брутальных воинов проблем у него не было никогда.

Понятное дело, этому способствовал казачий быт, который окружал будущего художника с самого его рождения. Убедительно нарисовать коня, не зная его повадок да элементарной анатомии этого животного, нереально. А уж людей тем более надо видеть в бою, до него и после, чтобы выхватить важные черты характеров, суметь перенести их на холст. Практических наблюдений в этом смысле у Митрофана Грекова хватало.

Другое дело, что Грековым он был не всегда. Это одно из неоднозначных мест в биографии выдающегося донского казака. От появления на свет и до 1911 года он был Митрофаном Павловичем Мартыщенко, а уж потом превратился в Митрофана Борисовича Грекова.

Историки и искусствоведы приводят самые разные вариации на загадочную тему смены живописцем паспортных данных. Наподобие такой донской "Санта-Барбары": мать художника своего мужа Павла Мартыщенко не любила, а жила душа в душу с формально женатым помещиком Борисом Грековым. Изначально их сына записали на неудавшегося законного супруга, а уж потом…

Донские краеведы трудились над этой темой долго и увлеченно. Грековы – один из самых знаменитых донских дворянских родов. Если придерживаться версии из предыдущего абзаца, то по крови художник Митрофан – внук войскового старшины Ивана Грекова, основателя хутора Ивановка, вполне зажиточного помещика.

Впрочем, добровольное перемещение художника с одного генеалогического дерева на другое было его частным делом. Да, для историков и светских хроникеров любопытное, но для искусствоведов не такое уж и принципиальное. Великолепные картины Митрофана Грекова мы наверняка ценили бы ничуть не меньше, останься он навсегда Митрофаном Мартыщенко.

Из казаков в кирасиры и обратно

К созданию своих классических теперь уже полотен донской баталист мчался стремительно и целенаправленно. Через учебу в Одесском художественном училище и Санкт-Петербургской академии художеств, работу с великими мастерами Ильей Репиным и Францем Рубо (автором панорам "Оборона Севастополя" и "Бородинская битва") и армейскую службу.

Рисование – это хорошо и важно, но без армейских будней казаку никак. В 1912 году, в солидном уже 30-летнем возрасте, Греков поступил в лейб-гвардии Кирасирский полк.

В некоторых биографических справках можно встретить строку, дескать, служил он в лейб-гвардии Атаманском полку. Скорее всего, здесь сработал стереотип. Да и велико исследовательское искушение вписать видного художника из казаков (но и дворян) в привилегированный казачий полк.

Сам Греков оставил недвусмысленное указание на место своей службы в виде картины "Атака лейб-гвардии Кирасирского полка под Кульмом в 1813 году".

Но и собственно казачьим боевым будням Митрофану Грекову пришлось уделить самое пристальное внимание. Вступление России 1 августа 1914 года в Первую мировую войну не оставляло ему иного выбора, кроме отправки на фронт.

Младший урядник был зачислен в 19-ю особую (ополченческую) Донскую казачью сотню. Воевал на Юго-Западном фронте, в том числе участвовал в беспрецедентном Брусиловском прорыве.

Трехлетний опыт боевых действий, ранение, звание старшего урядника, огромное количество зарисовок и фронтовых наблюдений – с этим обширным багажом вернулся Митрофан Греков на Дон в 1917 году.

Его наброски и наблюдения легли в основу целого цикла Грековских картин, среди которых "Выезд казачьей батареи на позиции", "Урядник 19-й сотни", "Казачий разъезд на разведке", "Уральский казак" и другие.

Союз тачанки и мольберта

Но самые эпохальные работы Митрофана Грекова связаны с Гражданской войной на юге России. Художник, что не так уж и логично, если учитывать его дворянские корни, с энтузиазмом принял советскую власть.

Его работы, посвященные Первой конной армии, величественные и искренние. За полотнами просматривается осознанный мировоззренческий выбор, но никак не случайность или, упаси Господи, конъюнктура.

Другое дело, что понравиться эти картины могут только красной стороне конфликта. Белые на холстах Грекова, как правило, находятся в удрученном состоянии.

Баталист дружил с главными авторитетами Первой конной Семеном Буденным и Климентом Ворошиловым. Скорее всего, без пропагандистской составляющей в этом военно-творческом союзе не обошлось. Зато была эта пропаганда крутой, на уровне высокого искусства.

Картины "В отряд к Буденному", "Тачанка", "Кавалерийская атака", "Трубачи Первой конной" (1934) стали ярчайшими иллюстрациями к истории Гражданской войны.

За создание диорамы "Взятие Ростова" в 1929 году баталисту преподнесли золотые часы с надписью "Мастеру художественного батального слова М.Б.Грекову от 1-й Конармии". Высокое признание.

Прерванный "Штурм Перекопа"

Митрофан Греков умер до обидного рано, всего-то в 52 года – самый расцвет творческих сил. Произошло это в Крыму в 1934 году, где баталист трудился над панорамой "Штурм Перекопа".

Похоронен художник на Новодевичьем кладбище в Москве. Памятник символизирует высшие достижения Грекова на его жизненном пути – рядом с ростовой фигурой живописца бронзовые буденовка, кавалерийская труба, казачья шашка.

Картины донского казака хранятся в Третьяковской галерее и других художественных музеях России.

В системе наград Министерства обороны Российской Федерации существует медаль "Художник Греков". Она предназначается военным и гражданским мастерам искусств за создание высокохудожественных произведений на военно-патриотическую тематику, организацию деятельности и обучение военных художников.

Текст: Руслан Мармазов.

Изображение из открытых источников.


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11222 публикации
Сайт: kazachestvo.ru/20240614/1141644.html
Поделиться:

Интересно:

Клиники «Будь Здоров» вошли в список лучших медицинских организаций
16.06.2025 06:38 Новости
Клиники «Будь Здоров» вошли в список лучших медицинских организаций
Крупнейшая на рынке ДМС страховая компания СОГАЗ представила ежегодный список лучших медицинских организаций, составленный на основе отзывов пациентов, обращающихся по полисам ДМС. В число особо отмеченных клиентами СОГАЗ и награжденных знаком «Клиника года» вошли клиники «Будь Здоров», получившие высокие оценки пациентов.  В этом году, как отмечают авторы, этот статус получили 255 клиник. Всего СОГАЗ сотрудничает с более чем с 8,5 тыс. медицинских учреждений. Основной критерий отбора - лояльность пациентов, обращающихся в клинику по полисам ДМС - удовлетворенность качеством медпомощи, сервисом и готовность рекомендовать клинику. Помимо этого, клиника должна работать по программам ДМС СОГАЗа, иметь рейтинг не ниже 4,7 балла, получить минимум 30 отзывов за год и обеспечить долю жалоб не выше 0,1% от обращений. Директор Департамента по работе со страховыми компаниями и юридическими...
Крупнейшие города Российской империи
15.06.2025 10:13 Аналитика
Крупнейшие города Российской империи
Развитие страны определяется её экономическими и политическими показателями, привлекательность – достопримечательностями и природными красотами, а величие – её городами. Во времена Российской империи, просуществовавшей почти два века – с 1721 по 1917 годы – могущество страны быстро росло, а к концу XIX века темпы экономического роста России превзошли темпы развития ведущих стран мира. Быстро увеличивалась численность населения городов, многие из которых превратились в промышленные центры. Население Санкт-Петербурга и Москвы превысило миллионную отметку. На рубеже XIX-XX веков в список крупнейших городов Российской империи, с численностью населения, превышающей 200 тысяч человек, входили пять городов (по данным переписи 1897 года без учёта Польши и Финляндии): 1. Санкт-Петербург – численность населения 1 млн 264 тыс. человек; 2. Москва – 1 млн 38 тыс.; 3. Одесса – 403 тыс.; 4. Рига – 282...
Исчезнувшие города Руси в легендах и сказаниях
14.06.2025 10:07 Аналитика
Исчезнувшие города Руси в легендах и сказаниях
Города, как и всё на земле, не вечны: они разрушаются, перестраиваются, гибнут во время стихийных бедствий и вражеских нашествий, переносятся на новые места, приобретают новый облик. Но есть в народных сказаниях сообщения о таинственном исчезновении городов или части городов: города или храмы исчезали под водой, уходили под землю или вдруг оказывались покинутыми всеми жителями. Вода с древних времён имела сакральное значение для славян: воду считали кровью Матери Сырой Земли, водоразделом между миром земным и небесным, поэтому многие сказания связаны с водой. Самой известной русской легендой об исчезновении города под водой является сказание о граде Китеже. Китеж Согласно преданию, город, названный Большим Китежем, был построен в начале XIII века великим князем Георгием (Юрием) Всеволодовичем, основателем Нижнего Новгорода. Оказавшись однажды на берегу озера Светояр с прозрачной водой...
Патриотизм и мода
12.06.2025 12:20 Интервью, мнения
Патриотизм и мода
Можно ли объединить эти смыслы и сделать их взаимно востребованными? Дизайнерский дом «Misha'Le» однозначно отвечает «Да»! Коллекция «Триколор», созданная в марте этого года дизайнером Еленой Мишаковой, уже в мае была полностью распродана клиентам бренда. Коллекция «Триколор» объединяет современные тенденции моды с элементами российского флага, символизируя единство и силу нашей страны. Каждая деталь одежды выполнена с особой тщательностью, отражая индивидуальность и характер владельца. Основные особенности коллекции:- Креативный стиль. Одежда подходит для всех возрастов как для повседневной носки, так и для особых случаев;- Уникальные материалы. Используются высококачественные ткани, обеспечивающие комфорт, удобство и долговечность;- Элементы дизайна включают элементы российского триколора, такие как полосы белого, синего и красного цветов. Коллекция «Триколор» привлекает внимание...
Как проходили проводы на военную службу у кубанцев и донцов
10.06.2025 16:05 Интервью, мнения
Как проходили проводы на военную службу у кубанцев и донцов
Сейчас фольклористы и этнографы из Волгограда работают над съемками масштабного историко-документального фильма о казачьих традициях. Команда проекта пытается детально воссоздать обряд проводов донского казака на военную службу. Фильм получил рабочее название "Проводы казака на службу в станице Луганской". О том, как традиционно провожали на воинскую службу и на войну казаков Дона и Кубани, рассказали заведующий научно-исследовательским центром традиционной культуры ГБНТУК КК "Кубанский казачий хор" кандидат искусствоведения Василий Воронин и ведущий российский исследователь истории и культуры казачества, доктор философских наук, профессор, научный сотрудник лаборатории истории и культуры российского казачества Южного федерального университета Андрей Яровой. — Как выглядел традиционный обряд проводов казака на военную службу? Была ли у него единая структура? В.Воронин: У кубанских...