03.07.2024 14:46
Новости.
Просмотров всего: 4359; сегодня: 2.

К 170-летию моряка и художника Василия Васильевича Игнациуса

К 170-летию моряка и художника Василия Васильевича Игнациуса

Если начать спрашивать любителей истории флота о самых ярких художниках-маринистах XIX в., мы получим много ответов – Айвазовский, Боголюбов, Беггров, Алексеев… А если спросить – кто в XIX в. интереснее всех рисовал «портреты» кораблей, то ответ будет скорее всего один – Игнациус. Знающие люди согласно закивают головами. И тут же другие взглянут удивленно: «не слышали о таком художнике».

Василий Васильевич Игнациус родился 21 июня (3 июля по новому стилю) 1854 г. в Санкт-Петербурге. Его отец – Василий Гаврилович, подпоручик 17-й артиллерийской бригады, в то время состоял в прикомандировании к Дворянскому полку. В 1870 г. отец, уже майор петербургской полиции, пожелал определить сына в Морское училище. По окончании учебы юноша 13 апреля 1875 г. был произведен в гардемарины – по успеваемости и поведению в списке выпускников он занимал 45-е место из 54-х. Надо сказать, что в сложившейся в русском флоте системе знания были далеко не главным показателем по пути на командирский мостик.

Служба его начиналась отлично: он попал в заграничное плавание на винтовой фрегат «Светлана», которым командовал великий князь Алексей Александрович, 30 августа 1876 г. получил первый офицерский чин мичмана, в 1876–1877 гг. находился в заграничном плавании на корвете «Аскольд». С сентября 1877 г. по весну 1878 г. прошел обучение в Минном офицерском классе, после чего в 1879 г. вернулся на «Светлану» уже в качестве минного офицера, более того – офицера Гвардейского экипажа! 1 января 1881 г. Игнациус надевает погоны лейтенанта, в 1881 г. возвращается из очередного плавания в Средиземное море. В 1882–1885 гг. он командует миноносками «Ястреб», а затем «Курица» в составе Отряда миноносок Практической шхерной эскадры, служит на императорских яхтах «Александрия» и «Держава». Осенью 1886 г. он получает приказ отправиться во Владивосток на клипер «Вестник», на котором служит в Отряде судов в Тихом океане, а в 1888 г. совершает переход на Балтику.

Параллельно этой отличной карьере больше и больше В.В. Игнациус увлекается живописью. Еще в годы обучения в Морском училище на его рисунки обратил внимание один из преподавателей, лейтенант В.В. Вахтин (1841–1905). По его просьбе для первого издания «Краткого морского словаря для любителей морского дела» (СПб., 1874) Игнациус нарисовал схемы рангоута и такелажа парусного судна. Позднее, возможно, что с подачи В.В. Вахтина, он начал создавать большую серию рисунков для курса такелажных работ. Идея его заключалась в том, чтобы по рисункам, изображающим поэтапно выполнение различных действий, можно было бы осваивать такелажные премудрости без текстов, визуально. В декабре 1881 г. он показал черновую тетрадь председателю Ученого отделения Морского технического комитета, а затем и управляющему Морским министерством. Идея получила одобрение. Изучив проект атласа такелажных работ, капитан 1 ранга В.Н. Брылкин в своем заключении в декабре 1883 г. указал: «при сравнении [с имеющимися руководствами и пособиями по морской практике] выяснилось, что ни одно из руководств не может служить самоучителем такелажных работ; рисунки лейтенанта Игнациус так хорошо и правильно изложены, что по ним, положительно, без всякого указателя и даже без объяснений можно работать». По решению Морского технического комитета был осуществлен примерный расчет, сколько денег необходимо заплатить В.В. Игнациусу за идею и доработку альбома, но… в октябре 1885 г. Василий Васильевич от работы отказался, предложив передать ее В.В. Вахтину. Альбом так и не вышел, а жаль…

Зимой 1883/1884 гг. В.В. Игнациус, по некоторым данным, вольнослушателем посещал рисовальные классы Императорской Академии художеств. Как-то он познакомился с приехавшим из Парижа в Петербург уже знаменитым художником А.П. Боголюбовым, который принял лейтенанта, посмотрел его работы и нашел «удовлетворительными для некоторого начала». Более того – Боголюбов согласился учить Игнациуса, если начальство командирует того в Париж «для завершения образования по живописи». Конечно, это была мечта! Но на пути к ней стояла масса проблем – служба, начальство, семья (жена с маленькими сыном и дочкой), дороговизна парижской жизни… И все же Игнациусу удалось добиться командирования. Еще во время пути с Дальнего Востока на «Вестнике» он направил командиру Гвардейского экипажа ходатайство о командировании в Париж на год, и 28 июля 1888 г. генерал-адмирал великий князь Алексей Александрович дал «добро».

В Петербург Игнациус вернулся 5 августа 1889 г. Кажется, ему не удалось завоевать расположения А.П. Боголюбова – тот в своих воспоминаниях об ученике не упомянул, да и рисовал Василий Васильевич в своей собственной манере. И от тематики своей отступать не хотел. Корабли, на якоре, на ходу, под парусами. В штиль, на волнении, в шторм…

В кампанию 1890 г. В.В. Игнациус командовал миноносцем «Луга», который неосмотрительно ударил о подводные камни, проходя слишком близко к одному из островов – впрочем, повреждения были не велики, и дело кончилось двухнедельным арестом на гауптвахте.

Годом его триумфа стал 1892-й – на средства великого князя Александра Михайловича был издан альбом «Русский флот», состоявший из 56 цветных литографий с рисунков лейтенанта В.В. Игнациуса. Это были «портреты» кораблей русского флота, в тот момент находившихся в строю или в достройке (как, например, броненосец «Двенадцать апостолов»). На оборотах листов содержались краткие справочные данные о каждом корабле на русском и французском языках. Уже в 1893 г. альбом вышел вторым изданием! В 2022 г. увидело свет, очередное, четвертое. Гравюры продавались и по отдельности, они нередко использовались при издании открыток, для иллюстрирования журналов и книг. Что же стало причиной такой популярности? Наверное, несколько факторов – широкое распространение, цвет, достаточно высокая точность. И ещё – техника того времени практически не позволяла фотографировать корабли в море, особенно на волнении. А профессиональный моряк-художник мог реалистично передать скользящие по гребням волн уходящие в прошлое парусно-паровые корабли.

В 1890-е гг. Игнациус еще дважды побывал на Тихом океане, покомандовал различными кораблями, 1 апреля 1901 г. получил чин капитана 1 ранга, а 22 октября того же года был назначен командиром строившегося эскадренного броненосца «Князь Суворов».

Корабль вступил в строй лишь в 1904 г., когда на Дальнем Востоке вовсю полыхала русско-японская война. Он стал флагманским кораблем формировавшейся 2-й эскадры Тихого океана, которая под командованием вице-адмирала З.П. Рожественского в октябре 1904 г. – мае 1905 гг. совершила трудный переход на Дальний Восток. Капитан 2 ранга В.И. Семенов в своих воспоминаниях писал о том, что Игнациус не верил в успех предстоящего сражения: «Изумительную, если можно так выразиться, жизнеспособность проявлял командир “Суворова”… Убежденный сторонник того взгляда, что мы идем на верную гибель, он, решив этот вопрос бесповоротно, как бы закрыл глаза на будущее и жил исключительно настоящим моментом, весь отдавшись заботам о корабле, о своей команде.

– Как погибать? Перевернувшись или нет, от снарядов, от мины, от ядовитых газов, от задушения, от потопления – это от Бога и от начальства! А мы свое дело сделаем! Безусловно, вся сила огня на “Суворове”!...

Так говорил этот человек, которого я, несмотря на обвинения в беспечности, даже в легкомыслии, которыми против него возводились, – не могу не признать идеальным типом солдата… он ни на минуту не терял своего всегда жизнерадостного и бодрого настроения, шутил, острил, живо интересовался разными мелочами, судовой жизни и матросского обихода…».

И действительно, в ходе Цусимского сражения 14 (27) мая 1905 г. на флагманский «Князь Суворов» обрушился шквал огня с японских кораблей. Командир корабля В.В. Игнациус был дважды ранен. По свидетельству того же В.И. Семенова, после перевязки головы В.В. Игнациус находился в жилой палубе, когда в батарее начался пожар. «…Конечно, не выдержал этого момента и, не слушая докторов, бросился по трапу в батарею с криком: “За мной, молодцы! На пожар! На пожар! Только бы одолеть пожар!”.

К нему хлынули разные нестроевые, находившиеся в жилой палубе и легкораненые, уже бывшие на перевязке… Шальной снаряд ударил по люку, и, когда дым рассеялся, ни трапа, ни командира, ни окружающих его людей – никого не было…».

Так ли все было на самом деле – точно неизвестно, но твердо можно сказать, что командир выполнил долг до конца и погиб еще до того, как израненный броненосец погрузился в воды Цусимского пролива.

Мы вспоминаем Василия Васильевича Игнациуса не только как храброго, преданного своему делу офицера, но и как талантливого художника, дающего нам сегодня возможность взглянуть на корабли его молодости.

Текст: А.Ю. Емелин, Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГАВМФ).


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Капитан 1 ранга В.В. Игнациус. Фрагмент групповой фотографии офицеров эскадренного броненосца «Князь Суворов». 1904 г.
Капитан 1 ранга В.В. Игнациус. Фрагмент групповой фотографии офицеров эскадренного броненосца «Князь Суворов». 1904 г.

Первый лист журнала Морского технического комитета о рассмотрении проекта альбома рисунков такелажных работа В.В. Игнациуса. 10 декабря 1883 г. РГАВМФ
Первый лист журнала Морского технического комитета о рассмотрении проекта альбома рисунков такелажных работа В.В. Игнациуса. 10 декабря 1883 г. РГАВМФ

Первый лист рапорта командующего Гвардейским экипажем Н.А. Неваховича начальнику Главного морского штаба о просьбе лейтенанта В.В. Игнациуса. 26 июля 1888 г. РГАВМФ
Первый лист рапорта командующего Гвардейским экипажем Н.А. Неваховича начальнику Главного морского штаба о просьбе лейтенанта В.В. Игнациуса. 26 июля 1888 г. РГАВМФ


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9538 публикаций
Сайт: vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_8351
Поделиться:

Интересно:

Россияне будут проводить новогодние каникулы в путешествиях по стране
26.12.2024 16:36 Аналитика
Россияне будут проводить новогодние каникулы в путешествиях по стране
По данным совместного исследования Минэкономразвития и сервиса онлайн-бронирования отелей и апартаментов Островок, на предстоящих новогодних каникулах россияне отдают предпочтение внутренним направлениям. Особой популярностью в этом году пользуются Юг и Северный Кавказ. При этом в период с 28...
Из жизни ассигнаций, или почему упразднили Ассигнационный банк
26.12.2024 15:31 Аналитика
Из жизни ассигнаций, или почему упразднили Ассигнационный банк
История развития банковского дела насчитывает несколько десятков столетий. Первые кредитные учреждения, которые заложили фундамент мировой банковской системы, появились еще до нашей эры — в Древнем Вавилоне, Древней Греции, Римской империи. В России подходящие для развития...
Как передали изображение Юрия Гагарина из космоса, рассказал ученый
26.12.2024 11:42 Аналитика
Как передали изображение Юрия Гагарина из космоса, рассказал ученый
Передача изображения Юрий Гагарина во время его космического полета стала первым шагом на пути создания космического телевидения. Но чтобы получить картинку из космоса, советским инженерам пришлось изрядно потрудиться. Как сообщает пресс-служба Новгородского государственного университета имени...
Саморазвитие в фокусе: что читали российские менеджеры в 2024 году?
26.12.2024 02:04 Аналитика
Саморазвитие в фокусе: что читали российские менеджеры в 2024 году?
Российские управленцы сегодня активно инвестируют в собственное образование и профессиональный рост. Корпоративная библиотека Alpina Digital помогает им быть в курсе трендов и получать знания от ведущих мировых экспертов. Ежегодно в декабре мы публикуем рейтинг материалов, которые были наиболее...
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
26.12.2024 00:04 Мероприятия
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
В декабре в бизнес-центре Государственного университета управления при поддержке АНО «Платформа Национальной технологической инициативы» прошел Демо-день акселерационной программы «Технологии здоровой жизни 2.0», в рамках которого участники представили свои проекты, в числе которых – мобильные...