22.07.2023 08:52
Новости.
Просмотров всего: 4745; сегодня: 5.

150-лет со дня рождения морского офицера и воздухоплавателя М. Лаврова

150-лет со дня рождения морского офицера и воздухоплавателя М. Лаврова

Морской офицер, воздухоплаватель, участник обороны Порт-Артура Михаил Иванович Лавров родился 10 (22) июля 1873 г. в Ораниенбауме в семье капитана 2-го ранга И.М. Лаврова, будущего вице-адмирала, градоначальника Севастополя, коменданта Кронштадта.

В 1894 г. Михаил Лавров окончил Морской кадетский корпус (в один год с Александром Колчаком), в чине мичмана два года прослужил на Балтике, затем – на эскадренных броненосцах «Наварин» и «Сисой Великий» в Средиземном море и на Дальнем Востоке. Вернувшись в Кронштадт в 1900 г. уже лейтенантом, он продолжил учебу, отучившись сначала на артиллериста, а затем – на воздухоплавателя.

На рубеже XIX–ХХ вв. идея покорения неба увлекала многих. Еще не появились первые самолеты, но смельчаки осваивали воздушные шары (привязные и свободно летающие), а также большие воздушные змеи. В России в 1893 г. по приказу военного министерства была сформирована отдельная группа воздухоплавателей, откомандированная в распоряжение морского министерства для участия в поисках пропавшей без вести в Балтийском море броненосной лодки «Русалка». Опыт работы убедил командование в перспективности использования аэростатов для организации морской разведки, в 1895 г. в Учебном воздухоплавательном парке под руководством А.М. Кованько началась подготовка воздухоплавателей для морского министерства. Там проходил обучение и лейтенант М.И. Лавров.

В 1902–1903 гг. моряки выполняли многочисленные подъемы привязных воздушных шаров с берега, парохода «Опыт» (бывшей императорской яхты «Ливадия») и броненосцев, проводили разнообразные эксперименты с аэростатами, отрабатывали наблюдение за удаленными объектами, обнаружение с высоты мин заграждения, пытались корректировать огонь корабельной артиллерии.

В 1902 г. по инициативе Главного морского штаба принято решение о создании воздухоплавательных парков в Севастополе, Кронштадте и Порт-Артуре для обслуживания эскадр Черноморского, Балтийского и Тихоокеанского флота. М.И. Лавров был назначен руководителем воздухоплавательного парка в Порт-Артуре, который должен был начать действовать с 1 апреля 1904 г.

Ввиду угрозы войны с Японией подготовка парка проводилась спешно и необдуманно. Материальная часть была отправлена на Дальний Восток на пароходе «Манджурия», матросы-воздухоплаватели, ради экономии средств на перевозку, были включены в экипаж крейсера «Дмитрий Донской». 27 января 1904 г., в первый день войны, в 17 милях от Порт-Артура «Манджурию» захватили японцы. Крейсер «Дмитрий Донской» к началу боевых действий на Тихий океан не попал.

У лейтенанта Лаврова, прибывшего в Порт-Артур по железной дороге через месяц после начала войны, не имелось в распоряжении ни шаров, ни людей, ни даже специальной литературы. Оказавшись в крепости, он начал подавать рапорты с предложениями устроить воздухоплавательный парк и разместить его на каком-нибудь небольшом пароходе. Но только после гибели на минах эскадренного броненосца «Петропавловск» Михаилу Ивановичу удалось убедить морское начальство в целесообразности создания воздухоплавательного подразделения: он напомнил, что с большой высоты можно обнаруживать мины и подводные лодки.

После того, как Порт-Артур был отрезан от Маньчжурии японскими войсками, Лавров, наконец, получил разрешение на шитье шаров из подручных материалов. Ему были выделены 70 матросов и участок земли. Позже Михаил Иванович писал: «Стоило только начальству разрешить, как все, кто прежде был на стороне шаров, и от кого я стал зависеть в материальном отношении, начали тормозить дело. От порта, несмотря на полное сочувствие командира порта, я не мог получить обыкновенным путем положительно ничего, приходилось прибегать к обходным путям, – совершенно незаконным».

Обычно употребляемого для шитья аэростатов шелка в крепости не было, пришлось приобретать не отвечающие нормам прочности юбочный канаус и простынную ткань. К середине июля были построены два шара: «Попугай», названный так за пестроту, и «Орел». Все необходимое приходилось делать из подручных средств. Так, лак для пропитки ткани варили из грязной олифы с помощью прибора, собранного из самодельного котла со змеевиком, двух воздушных резервуаров от торпед и водолазного насоса. Одновременно плели сети, которыми покрывали шары сверху, изготовлялись корзины, клапаны, лебедка, газодобывающий аппарат. В строительстве необходимых помещений помогали солдаты генерал-майора Р.И. Кондратенко, понимавшего, что с началом осады Порт-Артура воздушные шары в условиях гористой местности приобретут особое значение для ведения результативной воздушной разведки.

В дневнике одного из участников обороны Ю.В. Васильева сохранилась яркая картина работ в воздухоплавательном парке: «Лавров потащил нас показывать все, что у него устроено вновь. <...> Все проделывается оживленно, весело, поэтому-то быть может многие и находят, что у Лаврова дело несерьезное, а так, забава какая-то. Мне очень нравятся его отношения с подчиненными: они как будто и товарищеские, и вместе с тем матросы никогда у него не забудут, что он начальник. Тут видно взаимное расположение, а ведь во многих случаях приходится наблюдать какое-то презрение со стороны начальства и ненависть со стороны подчиненных».

21 июля был получен приказ коменданта крепости о срочном завершении работ и наполнении одного из шаров – враг подошел вплотную. Несколько суток практически непрерывной работы позволили 25 июля, в день первого артиллерийского обстрела города японцами, начать производство водорода. Однако имевшаяся в распоряжении серная кислота оказалась некачественной, нужного объема газа получить не удалось. К 29 июля «Попугай» был наполнен лишь наполовину и все же выведен для пробного подъема. Шар был максимально облегчен: пришлось снять корзину, якорь и поясные веревки, единственный аэронавт помещался в веревочной беседке. Только полный штиль, царивший в день испытаний, позволил осуществить столь рискованное предприятие. М.И. Лаврову и лейтенанту Н.Н. Пеллю удалось совершить по одному подъему, однако высота не превысила 200 м, о наблюдениях речи идти не могло. Правда, впоследствии появилась легенда о том, что с шаров корректировали огонь броненосцев по спрятанным за возвышенностями батареям противника.

На другой день произвели реквизицию всей имевшейся в крепости кислоты. К вечеру 31 июля шар был наполнен. Но вмешалась природа: утром 1 августа пошел ливень, шар намок, потерял много газа и не был способен к подъему. Более кислоты в Порт-Артуре не было.

По распоряжению командира порта контр-адмирала И.К. Григоровича попытки добыть газ продолжались. В августе–сентябре шли работы по устройству аппарата для получения водорода электролизом, но они так и не увенчались успехом. Не дала результата попытка доставить кислоту на китайской джонке из Чифу. В это время личный состав воздухоплавательной команды выполнял подсобные работы: матросы шили мешки для земляных укреплений, тушили возникавшие при обстрелах пожары, по инициативе М.И. Лаврова варили дефицитное в крепости мыло. В середине ноября образованная из команды полурота несколько раз вызывалась на передовые позиции, участвовала в обороне г. Высокая.

В Российском государственном архиве Военно-Морского Флота (РГАВМФ) сохранился рапорт М.И. Лаврова И.К. Григоровичу от 20 ноября 1904 г., написанный карандашом на небольшом листе бумаги: «…Были вызваны охотники произвести разведку в окопах, занятых японцами. Мои ласточки опять вызвались все, назначил наиболее просившихся … все четверо возвратились благополучно, доставили ценные сведения, закололи – какой ужас – двух японцев и получили знак отличия Воен[ного] ордена… [Из третьей партии] Никто <...> не возвратился и по сие время – погибли – и я в этом виноват, о чем вашему превосходительству доношу».

Современники писали о называвшем матросов «ласточками» лейтенанте: «В нем было несколько Печорина, но зато было и очень много Лаврова. А этот Лавров, если отнять от него причуды скучающего в мирное время молодого человека, с запросами большими окружающей действительности, – этот Лавров был прямой, хороший, честный малый, хороший русский солдат и хороший русский человек».

М.И. Лавров был смертельно ранен 21 ноября 1904 г. Адъютант 5-го Восточно-Сибирского стрелкового полка А.И. Костюшко вспоминал: «…на правой вершине от артиллерийского огня была большая убыль, для пополнения которой послана была часть воздухоплавательной команды, с которой направился и лейтенант Лавров. Находившийся на горе генерал Ирман, не желая терять хорошего офицера без особой надобности, сказал:

– Вы можете не идти, я дам Вам другое назначение.

– Нет, – сказал Лавров, – куда пойдут мои ласточки, туда пойду и я! – и пошел вместе со своей командой».

Ю.В. Васильев в дневнике записал: «Утром 22-го Шишмарев был в Морском госпитале, куда принесли раненого Лаврова. Ему перебило обе ноги, руку, и, кроме того, несколько ран на груди. Он все стонал и все время говорил: “Я не хочу умирать, я не хочу умирать!” <...> На другой день З. пошел навестить Лаврова, но он уже умер, в эту же ночь с 22-го на 23-е».

Осталось завещание М.И. Лаврова, просившего похоронить его на территории воздухоплавательного парка, чтобы жена или родные смогли бы перенести останки в родовое имение Говорово в Псковской губернии, но сведений об исполнении этой воли найти не удалось.

В 1905 г. в Севастополе был построен воздушный шар, который назвали «Лейтенант Лавров» в честь героя-воздухоплавателя.

Текст: А.Ю. Емелин, Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГАВМФ).


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Лейтенант Михаил Иванович Лавров. Фото. Из книги: Булгаков Ф.И. Порт-Артур: японская осада и русская оборона его с моря и суши: с многочисленными иллюстрациями и портретами. СПб., 1906
Лейтенант Михаил Иванович Лавров. Фото. Из книги: Булгаков Ф.И. Порт-Артур: японская осада и русская оборона его с моря и суши: с многочисленными иллюстрациями и портретами. СПб., 1906

Эскиз корабля для несения воздушных шаров. Фрагмент из докладной записки М.И. Лаврова в Главный морской штаб от 7 сентября 1902 г. РГАВМФ
Эскиз корабля для несения воздушных шаров. Фрагмент из докладной записки М.И. Лаврова в Главный морской штаб от 7 сентября 1902 г. РГАВМФ

Так в 1904 г. выглядел Севастополь (Корабельная бухта, Павловский мыс, адмиралтейство, Лазаревские казармы и часть Южной бухты) из корзины воздушного шара с высоты 650 м. 1902–1903 гг. РГАВМФ
Так в 1904 г. выглядел Севастополь (Корабельная бухта, Павловский мыс, адмиралтейство, Лазаревские казармы и часть Южной бухты) из корзины воздушного шара с высоты 650 м. 1902–1903 гг. РГАВМФ

Эскизный проект размещения воздухоплавательного парка на пароходе Общества КВЖД «Шилка». Приложение к рапорту М.И. Лаврова от 3 апреля 1904 г. Порт-Артур. РГАВМФ
Эскизный проект размещения воздухоплавательного парка на пароходе Общества КВЖД «Шилка». Приложение к рапорту М.И. Лаврова от 3 апреля 1904 г. Порт-Артур. РГАВМФ

Осмотр генерал-лейтенантом А.М. Стесселем морского воздухоплавательного парка в Порт-Артуре. 1904 г. Видны наполненные воздухом шар «Попугай» и газгольдер. Из издания: Летопись войны с Японией. 1904
Осмотр генерал-лейтенантом А.М. Стесселем морского воздухоплавательного парка в Порт-Артуре. 1904 г. Видны наполненные воздухом шар «Попугай» и газгольдер. Из издания: Летопись войны с Японией. 1904

Рапорт М.И. Лаврова об участии в обороне г. Высокая. 20 ноября 1904 г. РГАВМФ
Рапорт М.И. Лаврова об участии в обороне г. Высокая. 20 ноября 1904 г. РГАВМФ

Письмо из Министерства финансов управляющему Морским министерством по поводу увеличения пенсии вдове М.И. Лаврова Варваре Андреевне, дочери адмирала А.А. Попова. 21 мая 1905 г. РГАВМФ
Письмо из Министерства финансов управляющему Морским министерством по поводу увеличения пенсии вдове М.И. Лаврова Варваре Андреевне, дочери адмирала А.А. Попова. 21 мая 1905 г. РГАВМФ


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9552 публикации
Сайт: vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_5400
Поделиться:

Интересно:

Деньги маслом не испортишь
27.12.2024 17:50 Аналитика
Деньги маслом не испортишь
Люди по-разному относятся к деньгам. Для одних это лишь средство к существованию, для других — вопрос личного статуса, для третьих — путь к роскошной жизни. Едва ли не половина мировой литературы посвящена этическим, практическим и символическим аспектам финансового...
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
27.12.2024 12:59 Персоны
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
Невероятная судьба царской сестры Великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882–1960). В сказках Золушки становятся принцессами, а в реальной жизни бывает так, что настоящая принцесса становится Золушкой: сама стирает, стряпает обед и копает грядки. Такая метаморфоза произошла с Ольгой...
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
27.12.2024 10:10 Персоны
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
Шихобалов Антон Николаевич (1827–1908) – видный самарский благотворитель, купец первой гильдии, коммерции советник, пожертвовал около 1,5 млн руб. Шихобалов происходил из крестьянской семьи, из села Наченалы Ардатовского уезда (сейчас территория Мордовии). Его отец занимался земледелием и...
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27.12.2024 09:03 Аналитика
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27 декабря 1908 года в городе Екатеринославе (современный Днепр) родился Василий Филиппович Маргелов – будущий советский военачальник, генерал армии, Герой Советского Союза. В историю он вошел как один из самых результативных командующих Воздушно-десантными войсками, который превратил их в элиту...
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
27.12.2024 06:29 Мероприятия
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
В декабре в бизнес-центре Государственного университета управления прошел Демо-день акселерационной программы «Технологии здоровой жизни 2.0», в рамках которого участники представили свои проекты, в числе которых – мобильные устройства для мониторинга здоровья, портативные биоанализаторы и другие...