Одна из функций ФССП – контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих возврат просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности.
Количество поступивших обращений граждан о нарушении их прав при взыскании просроченной задолженности, растет. В первом квартале 2020 г. число обращений, поступивших на рассмотрение в УФССП России по Томской области, увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти на
40% (1 кв.2020 г. – 99, 1 кв. 2019 г. – 71).
Из 99 обращений 64 приходится на действия микрофинансовых и микрокредитных организаций. Остальные обращения касаются деятельности коллекторских агентств.
Около половины обращений (39%) поступило от граждан, которые по факту не являются должниками и не имеют просроченных обязательств, тем не менее с них требовали оплату долга, часто мотивируя тем, что они являются родственниками или знакомыми реальных должников.
За три месяца текущего года по результатам рассмотрения обращений выявлено
6 административных правонарушений, предусмотренных ст. 14.57 КоАП РФ. Основанием для привлечения к административной ответственности стали сведения о нарушениях юридическими лицами временных и количественных требований к осуществлению телефонных переговоров и направлению сообщений.
По результатам рассмотрения судами дел об административных правонарушениях 4 организации привлечены к административной ответственности на общую сумму 220 тыс. рублей.
Организация, осуществляющая возврат просроченной задолженности, может взаимодействовать с должниками следующим образом:
- звонить не более одного раза в сутки, два раза в неделю и не более восьми раз в месяц в рабочее время с 8:00 до 22:00, в выходные и праздники с 9:00 до 20:00;
- отправлять текстовые и голосовые сообщения не более двух раз в сутки, четыре раза в неделю и 16 раз в месяц;
- непосредственно взаимодействовать с заявителем с ограничением не более одного раза в неделю: в будни с 8:00 до 22:00, в выходные и праздники с 9:00 до 20:00.
В случае нарушения своих прав граждане могут подать жалобу на действия коллекторов в УФССП России по Томской области. При этом необходимо знать, что обращения, подаваемые в Управление, должны быть подтверждены документами, иначе провести проверку и принять меры к установлению виновных не представляется возможным.
В подтверждение доводов, указанных в обращении, рекомендуем гражданам приложить:
- копию договора займа;
- заверенную оператором сотовой связи детализацию звонков;
- справку от оператора сотовой связи о принадлежности абонентского номера;
- аудиозаписи телефонных переговоров;
- копии писем, направленных на почтовый и электронный адреса;
- фотографии (скриншоты) текстовых сообщений;
- иные сведения, необходимые для полной проверки.
Вместе с тем нужно учитывать, что подача обращения на неправомерные действия лиц, осуществляющих возврат просроченной задолженности, не освобождает от оплаты долга.